Сохраним зрение детей!
За последние десятилетия значительно возросло число людей, страдающих нарушениями зрения: около 1 миллиарда жителей нашей планеты носят очки, каждый четвертый в развитых странах – близорукий.
Неутешительная статистика говорит о прогрессировании близорукости среди школьников. Если в начальных классах с этой проблемой сталкиваются 8-10% детей, то по окончанию школу с данным диагнозом 25-30% выпускников. В среднем за год по республике добавляется около 5 тысяч новых случаев близорукости у детей.
Школа становится настоящим испытанием для зрения ребенка, за счет увеличения школьных программ, особенно в образовательных учреждениях нового типа – гимназии, лицеи, колледжи, что приводит к высокой зрительной и эмоциональной нагрузке, т.к. стрессовая ситуация является одной из основных причин развития многих заболеваний, в т.ч. и органа зрения.
Дефицит движений, нерациональное питание с недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные и зрительные нагрузки проводят к серьезным нарушениям обменных процессов и развитию заболеваний, в том числе и глаз.
Глаз – сложная оптическая система. Он обладает способностью преломлять световые лучи, отраженные от предметов. В норме лучи фокусируются на сетчатке и человек видит четкую картинку.
Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм.
Дальнозоркость и астигматизм – врожденные состояния.
Спазм аккомодации - это зрительное утомление при работе на близком расстоянии, со снижением зрения вдаль, вначале может быть обратимым. С этого, как правило, начинается миопия.
Близорукость (миопия) - это адаптационный механизм, развившийся в процессе эволюции, возникает у людей, длительное время рассматривающих предметы на близком расстоянии. В этих случаях организм так изменяет оптическую систему глаза, чтобы приспособить ее к работе на близком расстоянии без напряжения аккомодационных мышц. Это достигается за счет удлинения переднезадней оси (ПЗО) глаза. Если вместо работы за компьютером, чтения, просмотра телепередач, например, ходить на охоту или пасти овец, то близорукость не разовьется.
Обычно болезнь начинает развиваться ввозрасте от7до15 лет, азатем либо усугубляется, либо сохраняется напрежнем уровне.
Основы профилактики снижения зрения школьников:
- соблюдение гигиены органа зрения
- чередование работы и отдыха для глаз
- ограничение просмотра компьютера и телевизора
- общее укрепление организма.
Соблюдение гигиены зрения
Крайне важно обеспечить хорошую освещенность рабочего места.
Наиболее благоприятной для зрительной работы является естественная освещенность в пределах 800-1200 лк. Если используется искусственное освещение, оно должно быть достаточно ярким и равномерным, что бы не создавать на рабочих поверхностях резкие тени и блики.
Для улучшения освещенности в условиях школы необходимо соблюдать:
- стены и поверхности столов в классных комнатах окрашивать в светлые тона
- регулярно мыть оконные стекла
- не ставить на подоконники высокие цветы и предметы, закрывающие доступ света
- в каждом классе должно быть не менее 6 светильников с электролампами по 200-300Вт.
При рассаживании учащихся необходимо учитывать, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, учителя каждую четверть пересаживают их на другой ряд, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.
При выполнении домашних заданий в вечернее время, необходимо включать верхний свет и настольную лампу, так как резкий переход из темноты в свет приводит к перегрузке глазных мышц. Настольную лампу нужно располагать для правшей слева, для левшей – справа. Абажур настольной лампы должен быть непрозрачным, мощность лампы 60-75 Вт, теплого спектра.
Посадка школьника
Рабочее место ребенка должно быть удобным. Стол или парта должны соответствовать росту ребенка.
Сидеть следует прямо, с легким наклоном вперед, оба плеча на одном уровне. Поясница ученика должна опираться на спинку сиденья. Между грудью ребенка и краем стола или парты должно быть небольшое расстояние, не больше кулака ребенка. Руки школьника должны лежать на парте или столе от предплечья до локтей. Ноги должны стоять на полу или подставке для ног.
Необходимо соблюдать правильное расстояние от глаз до рабочей поверхности. Это 25-35 см у младших и 30-40 см у старших школьников. Это примерно равно длине предплечья от локтя до кончиков пальцев.
Не рекомендуется читать лежа. Чтение в транспорте также вредно.
Чередование работы и отдыха для глаз
В школе обязательное чередование устных и письменных предметов.
При выполнении домашнего задания школьникам необходимо делать 15-ти минутные перерывы каждые 25-30 минут зрительной работы. Нужно сделать гимнастику для глаз, подвигаться, послушать музыку, выйти на балкон, посмотреть на облака, а не смотреть телевизор или компьютер.
Ограничение просмотра компьютера и телевизора
В последние годы появился дополнительный фактор, способствующий развитию зрительных нарушений – введение в программу школьного обучения информатики, а также широкое использование персональных компьютеров в быту. Гаджеты способствуют ухудшению зрения. Работа за компьютером является серьезной нагрузкой на весь организм в целом. Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» - игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами.
Следует исключить игры на мобильных телефонах и подобных гаджетах. Если выбирать между мобильным телефоном и планшетом, то лучше второй. Если между планшетом и стационарным компьютером – последний лучше т.к. монитор больше.
Оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 10 минут для младших школьников и 25-30 минут для старшеклассников. Клавиатура обязательно должна быть хорошо освещена, а экран телевизора или компьютера – не бликовать и не иметь избыточной яркости.
Электронный учебник нельзя рассматривать как альтернативу обычному. Электронный дает гораздо больший риск нарушения зрения у детей, поэтому время работы на нем следует ограничивать. Если учебное издание находится на портативном устройстве (нетбук, ноутбук, электронная книга и др.), то предел для первоклассника – 7 минут в течение занятия, а для 11 классов – 20 минут. При «закачке» электронного учебника на стационарный компьютер: 10 и 30 минут соответственно.
Определено также максимальное количество уроков, на которых используются электронные учебники. В начальной школе – не более одного урока в день, в 5-9 классах – не более двух, в 10-11 классах – не более трех.
Также следует ограничить просмотр телевизора. Дошкольникам разрешается смотреть телевизор 15 минут утром и 15 минут вечером, подросткам – до 1 часа в день. Следует помнить об обязательном отдыхе для глаз каждые 20 минут.
Общее укрепление организма
Важно общее укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, особенно в подростковый период, предупреждение и лечение общих соматических заболеваний: вегето-сосудистой дистонии, заболеваний желудочно-кишечного тракта, бронхо-легочной системы.
Полноценное питание. Детям с ослабленным зрением необходимо употреблять продукты богатые витаминами и микроэлементами (творог, сыр, сливочное масло, печень, рыба, говядина, икра, морковь, черника, красный сладкий перец, шпинат, шиповник и др.).
Полезны прогулки и игры на свежем воздухе.
Необходимо обеспечить школьникам здоровый и достаточный по времени сон (8-10 часов).
Физическое развитие. В школьном возрасте нужны систематические занятия физическими упражнениями, для двигательной активности, развития культуры движений, профилактики заболеваний. Занятия физкультурой (не менее 25-30 минут в день) обеспечивают улучшение деятельности всех органов и систем, стимулируют обменные процессы в организме.
Для укрепления физического развития полезны – теннис, плавание.
Дети с миопией слабой степени (без изменений на глазном дне) могут заниматься спортом (исключения – бокс, тяжелая атлетика, прыжки с парашютом, мотоспорт). При миопии средней и высокой степенях занятия спортом противопоказаны.
Улучшение кровоснабжения глаз
Главной причиной нарушения зрения у детей является утомление глаз, из-за повышенных зрительных нагрузок. При этом происходит замедление кровотока в органе зрения. Улучшению кровоснабжения мышц способствует гимнастика для глаз.
Комплекс упражнений
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти (повторить 4-5 раз).
- Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти (повторить 4-5 раз).
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз (повторить 4-5 раз).
- Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счет 5-8 (повторить 4-5 раз).
- Исходное положение - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить (повторить 4-5 раз).
Помните!
Выполнение перечисленных рекомендаций по профилактике близорукости, в совокупности с регулярно выполняемой гимнастикой, будет способствовать укреплению детских глаз и предупреждению снижения зрения.
Заведующий ГКДДОЦ
Качан Е.Г.