Ребёнок и компьютер: польза и вред такого «общения» ???
Очень много споров о том, приносит ли ребёнку пользу компьютер, мы можем услышать в детских садах и школах, от родителей и бабушек. Сейчас очень сложно найти семью, в которой бы не было компьютера. Современные «продвинутые» родители сажают своего младенца за монитор компьютера, едва он самостоятельно научиться садиться. Тогда, как другая часть родителей, не менее современных, категорически не допускают своего ребёнка к монитору. И те, и другие желают только добра своим детям. Сложно критиковать кого-либо из них, так как они правы, каждый по-своему. Главное – найти «золотую» середину. Ребёнку нужен компьютер, но в умеренных и качественных «дозах». Умеренность выражается в ограничении времени, которое ребёнок может находиться у компьютера. А качество – в том материале, который будет полезен ребёнку, его развитию.
Польза от компьютера для ребёнка заключается в следующем:
- Развитие мышления у ребёнка при помощи развивающих компьютерных программ. Современные игровые программы, представленные в огромном выборе на страницах Интернета, созданы специально для того, чтобы помочь детям получить новые знания. Логические игры, которые способны развить аналитические способности ребёнка, подойдут для детей любого возраста. Положительное влияние очевидно - ребёнок, играя, будет развиваться.
- Компьютером можно увлечь даже самого «заядлого» непоседу. Один факт того, что родитель разрешает посидеть у монитора, потрогать мышку и постучать по клавиатуре – уже радует и заинтересовывает ребёнка. Воспользуйтесь этим для того, чтобы прочесть какую-нибудь книгу (учебник по программе домашнего задания), посмотреть познавательную передачу. Здесь действует мотивирующий момент, который заключается в интересе посидеть у компьютера. Почувствовать себя взрослым. Ребёнку не особо важно то, что Вы разрешаете ему учиться, а не играть на компьютере. Ему просто интересно что-то необычное, а не банальное прочтение домашнего задания.
- Если Ваш малыш ещё мал (только учиться познавать мир), то можно включить для него специальные программы – «слова с картинками». Это, когда во весь экран монитора всплывают картинки с комментариями. Даже, если малыш будет периодически отвлекаться, его эмоциональная самопроизвольная и образная память будут работать.
- Компьютерные игры учат детей быстро принимать решения.
- Многая информация из Интернета может быть полезной для обучения и знакомства с миром.
!!! Главное правильно: использовать возможности компьютера, не злоупотребляя времяпровождением ребёнка у монитора.
Продолжительность непрерывной работы на компьютере для детей различного возраста должна быть примерно следующей:
5 лет – не более 7 минут;
- 6 лет – 10 минут;
- 7-9 лет – 15 минут;
- 10-12 лет – 20 минут;
- 13-14 лет – 25 минут;
- 15-16 лет – 30 минут.
Кроме того, между занятиями, если они предполагают более длительное нахождение ребенка перед экраном, необходимо делать перерывы не менее 10 минут.
Однако влияние компьютера на ребенка может быть и отрицательным. Вот об этом мы поговорим более подробно.
1. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
Изменения в организме обусловлены влиянием нескольких факторов:
- длительным сидением в однообразной позе;
- мерцанием монитора;
- электронным излучением.
К последствиям воздействия вышеперечисленных факторов врачи относят:
- Утомляемость:
Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие.
Американские ученые пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребенка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.
- Снижение иммунитета (защитных свойств организма):
предрасположенность к инфекциям, онкологическим заболеваниям.
- Неврологические нарушения:
существует ряд наблюдений детских неврологов о развитии судорожных приступов, спровоцированных эффектом «мерцания» монитора и частой сменой изображения во время игры (происходит фотостимуляция судорожной активности головного мозга).
- Нейровегетативные изменения:
к ним относят колебания артериального давления, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, повышение температуры тела, головные боли.
- Сосудистые нарушения.
За счет однообразной позы развиваются застойные явления в сосудах органов, отеки, варикозное расширение вен.
- Изменение осанки.
- Нарушение репродуктивной функции.
- Ухудшение зрения.
Еще одна опасность, которую таят в себе электронные игры: от долгого сидения перед экраном страдают глаза. Факты говорят о том, что, по меньшей мере, каждый четвертый пользователь компьютера имеет проблем со зрением. Одна из причин кроется в сокращении частоты морганий, что вызывает сухость и раздражение глаз. Когда человек моргает, стимулирует выделение слезной жидкости, которая омывает глазное яблоко, защищая его от загрязнения. Дети, увлекшись, забывают обо всем на свете, и потому могут играть за компьютером часами, почти без перерывов. Это приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой.
- Эндокринные нарушения.
- Компьютерная зависимость
Детские психиатры уже давно бьет тревогу, ведь компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость. Зависимости от компьютерных игр человек подвержен наиболее сильно, поскольку события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры непрерывен. До окончания любой игры существуют некие логические стадии, которые, по большей части, достаточно жестко завязаны друг на друге, что заставляет субъекта не отвлекаться, а воспринимать прохождение всей игры от начала до конца, как некий единый процесс. Симптомокомплекс психических нарушений, вызванных чрезмерным увлечением компьютером или Интернетом, описан психиатрами под названием компьютерная и Интернет-зависимость или «компьютерный синдром».
Таким образом, негативные последствия компьютерных пристрастий - это и зависимость, выражающаяся в психопатологических симптомах (таких, как невозможность переключиться на другие развлечения, чувство превосходства над остальными людьми, оскудение эмоциональной сферы), и сужение круга интересов, и трудности в общении со сверстниками, и соматические нарушения (падение зрения, быстрая утомляемость).
2. СИМПТОМЫ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ:
- поглощенность, озабоченность игрой (воспоминания о прошлых играх, планирование будущих, мысли о том, как найти деньги на игру);
- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером, взвинченность и возбуждение во время игры;
- нежелание отвлечься от игры с компьютером;
- переживания, тревоги или раздражения при необходимости остановить игру;
- использование игры как средства для того, чтобы избавиться от неприятных переживаний;
- попытки отыграться после проигрыша, исправить ситуацию;
- ложь и попытки рационального оправдания своего поведения с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;
- забывание о домашних делах, обязанностях, учебе, встречах в ходе игры на компьютере, ухудшение отношений в учебном заведении, с родителями, с друзьями;
- одалживание денег у других лиц, чтобы приобрести новую игру.
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
!!! Если у человека есть четыре и более симптомов, это уже болезнь...
3. ЧТО ДЕЛАТЬ?
!!! На заметку родителям
Чтобы ваши дети были физически и психически здоровыми, стоит взять под строгий контроль использование компьютера. Негативного влияния компьютера на ребенка можно избежать, если помнить следующее:
Ограничьте время нахождения ребенка за компьютером.
- Следите за тем, во что играет ребенок, какие фильмы он смотрит и где «лазит» по интернету.
- Установите на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка хорошему и нужному.
- Проводите с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов.
- Чаще играйте с ребенком в обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность.
- Помогите ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать.
- Не оставляйте ребенка за компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких детей).
- Объясняйте ему, во что можно играть и что можно смотреть.
Татьяна Леонидовна Третьяк,
врач-невролог
УЗ «4-я детская городская клиническая больница»