Постановка речевого дыхания у ребенка с заиканием
Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. У заикающихся, в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает для произнесения целой фразы, речь порой неожиданно прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» — речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится «задавленной», так как используется только остаточный воздух. Наиболее частая ошибка — преимущественное использование во время речи верхнереберного или грудного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в результате чего дыхание становится шумным и напряженным. Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание. Цель тренировки правильного речевого дыхания – выработка длительного плавного выдоха (а не умение вдохнуть побольше воздуха). Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. Ребенку необходимо почувствовать, как на вдохе рука приподнимается, а на выдохе опускается вниз. Стоит заметить, выполнение этого упражнения становится более эффективным, если использовать образное представление т.е. подключить воображение ( «надувание» красного, теплого шарика, находящегося в животе). Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа, сидя на стуле и в движении. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны и т. п.). В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса. Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:
- подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
- слишком большой вдох;
- учащенность дыхания;
- укороченность выдоха;
- неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;
- неправильная осанка.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: тренировка длительного речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом — на словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и прозы.
Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) и во время движения.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.
- Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.
- Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.
- Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные).
- На одном выдохе произносить не больше 3—4 слов. Слова произносить слитно, не отделяя одно от другого.
- В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.
- Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.
- Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.
При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:
- не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;
- не заниматься после еды;
- занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;
- не переутомляться, при недомогании отложить занятия;
- дозировать количество и темп проведения упражнений.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно:тренировка длительного речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом — на словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и прозы.
При проведении игр внимание детей направляется на спокойный, не напряжённый выдох, чтобы при вдохе поза ребёнка была свободной, плечи опущены. Игры выполняются по 3 – 5 раз с паузами.
Игровые приемы при постановке дыхания Задуй упрямую свечку». Ребенок держит в руке цветную полоску бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать – «гасить свечу», произнося «ф».
«Игра-загадка». Взрослый беззвучно артикулирует один-два гласных звука, ребенок должен озвучить его. Ребенок произносит звук на длительном выдохе.
«Шину прокололи». Сделать легкий вдох (ощутить ладонью, как «надули воздухом шину», и выдыхая показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине (со звуком «ш»).
«Трубач». Ребенок подносит ко рту сжатые кулачки, распо- лагая их друг перед другом. На выдохе медленно дует в «трубу»: «пф».
«Жук». Ребенок сидит на стуле. Руки опущены вдоль туловища. Поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая показать, как долго жужжит большой жук – «ж», одновременно опуская руки вниз.
«Комарик». Ребенок стоит. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону, на выдохе показать, как звенит комарик – «з». Быстро повернуться в исходное положение; новый вдох – и поворот в другую сторону.
«Гуси». Ребенок стоит. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести ладони назад, на длительном выдохе произнести: «га». Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произнести «го, га, гы».
«Топор». Ребенок стоит ноги на ширине плеч, руки опущены, а пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох. Наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – «ух!» - на длительном выдохе.
Постановка и развитие речевого дыхания у детей с заиканием должны производиться как можно раньше и в течение длительного времени.
Учитель-логопед УЗ «4 ГДКБ»
Фадеева Н.А.